Тяжело быть стариком, но никто не придумал иного способа прожить долго: Марк Прудкин

13 сентября 1898 года родился Марк Исаакович Прудкин. Актер, всю жизнь прослуживший во МХАТе, еще со Станиславским и Немировичем-Данченко.

Он родился в Клину, в семье портного, но в детстве очень мечтал стать оперным певцом. Первая роль будущего актера состоялась, когда он еще был учеником реального училища, на сцене любительского театра. Когда ему было всего 15 лет его персонажем был воин в пьесе «Жизнь за царя». Примерно в этом же возрасте его ожидал и первый провал артиста. Он тогда читал Пушкина, «Клеветникам России». Внезапно он забыл весь текст на середине. Марк убежал со сцены, а дома, называя себя неудачником, был уверен, что на этом его карьера в театре окончена.

Однако вторая актерская работа Прудкина стала более удачной. Это была роль Мизгиря в спектакле «Снегурочка». В постановке спектакля была использована музыка Петра Ильича Чайковского, и на эту премьеру был приглашен младший брат композитора драматург и театральный критик Модест Ильич Чайковский. После окончания спектакля Модест Ильич похвалил Марка и сказал, что у него есть несомненные сценические способности.

И Марк снова попытал счастья на сцене любительского театра. Ставили пьесу А. Островского «Бедность – не порок». Все желающие могли попробовать свои возможности в актерском мастерстве. Многие стремились сыграть роль Любима Торцова, даже был проведен конкурс. В итоге Торцова сыграл Марк Прудкин.

Вместе с другом после окончания реального училища отправился в Москву. Ему удалось поступить в Московский Художественный театр, с 1918 года начал играть во 2-й студии МХТ. В 1924 году школа-студия МХТ прекратила свою работу, а актеры и режиссеры, работавшие в ней, влились в труппу Московского Художественного Академического Театра и составили так называемое его «второе поколение».

Марк Исакович очень любил рассказывать одну историю.

Среди актеров-мхатовцев ходила легенда о появляющемся на сцене призраке их учителя и основателя театра Константина Сергеевича Станиславского. Считалось, что если сцену на репетиции пересечет призрак, то спектакль будет непременно успешным. Шла репетиция спектакля «Живой труп». Репетировал Анатолий Васильевич Эфрос. И вдруг в одной из сцен, откуда-то сверху до Прудкина донесся до боли знакомый окрик: «Не верю!». Этот голос не принадлежал Эфросу, у него были совершенно иные интонации и другие методы работы с актерами.

Прудкин остановился и начал испуганно озираться по сторонам. «Что случилось?» – спокойно спросил Эфрос. «Кажется, я что-то не так делаю, – растерянно произнес Марк Исаакович. – Можно пройти еще раз?». И вновь резкий окрик: «Не верю».

Эфрос объявляет перерыв. Прудкин всерьез думает, что он заболел, иначе откуда эти слуховые галлюцинации. Понимая, что что-то не то, Прудкин решает сыграть этот кусок иначе. После перерыва эту сцену прогоняют еще раз. Прудкин выходит на сцену, с минуты на минуту ждет окрика, его не происходит. Вместо этого аплодисменты из зала, и от режиссерского столика бежит к сцене Эфрос: «Браво, Марк Исаакович».

Позже выяснилось, что Прудкин действительно играл не так, как хотелось бы Эфросу, но режиссер не посмел давать указания старейшему актеру МХАТа, боясь обидеть его. Он был уверен, что Прудкин сам поймет и сыграет так, как нужно. Эфрос был единственным человеком, которому Прудкин признался о резком окрике «Не верю». «Значит, нам сам Константин Сергеевич помог», – без всякой иронии сказал режиссер.

Марк Исаакович оставался равнодушным к кино как искусству, он считал, что «кино и телевидение не могут заменить живого взаимообщения, тех флюидов, которые связывают сцену и зрительный зал». В его фильмографии всего 24 фильма, половина из этого составляют телеспектакли. И в основном это были роли второго плана. Но очень яркие и запоминающиеся : «12 стульев» – Варфоломей Коробейников, «Дядюшкин сон» – Князь, «Блондинка за углом» – Гаврила Максимович Порываев.

Зато театральные работы Прудкина были отмечены высокими наградами: Сталинская премия первой степени (1946) – за исполнение роли инженера Мехти-ага в спектакле «Глубокая разведка» А. А. Крона; Сталинская премия первой степени (1947) – за исполнение роли Кривенко в спектакле «Победители» Б. Ф. Чирскова; Сталинская премия первой степени (1949) – за исполнение роли Крутилина в спектакле «Зеленая улица» А. А. Сурова; Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1974) – за высокое исполнительское мастерство в спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника.

Год рождения Прудкина совпал с годом основания Московского художественного театра, и актер считал это совпадение знаком судьбы.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Тяжело быть стариком, но никто не придумал иного способа прожить долго: Марк Прудкин