Семен Спивак: Наша концепция — театр для людей

Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Народный артист России, Лауреат премии Правительства России Семен Яковлевич Спивак

Молодежный театр на Фонтанке — один из самых популярных в Петербурге. С особой стилистикой и аурой. У него много поклонников, передающих любимый театр «по наследству» следующим поколениям — своим детям. Театр-дом для актеров и «зрительский» для публики, где играют спектакли светлые и искренние, где яркая художественная форма и особая интонация.

Сейчас все меньше спектаклей для зрителей и все больше — для самовыражения режиссеров, постановки которых не трогают, скучны и неинтересны, фальшивы, и это называется «авторским театром». Что это за феномен?

-Театр для зрителей — это тоже авторский театр, где сильна точка зрения создателя. Мне кажется, настоящий режиссер чувствует, прежде всего, не себя, а тех людей, которые придут на его спектакль. Великий Георгий Александрович Товстоногов (для меня до сих пор нет авторитета выше) говорил, что режиссер — полномочный представитель зрительного зала. Потрясающе! У режиссера должно быть ощущение острого контакта с жизнью, чтобы рассказать о проблемах, волнующих всех. В хорошем спектакле есть обобщения, он точно метит в большинство зрительного зала. Но сегодня в режиссуре существует и другая тенденция, противостоящая этому направлению. Вы правы, все чаще появляются спектакли, в которых провокационность, эпатаж становятся важнее смысла и реальных человеческих проблем. Наш театр слышит зрителей, но режиссер определяет идеологию, нравственный посыл спектакля. И в этом смысле он авторский.

Спектакль «СЕМЬЯ СОРИАНО, ИЛИ ИТАЛЬЯНСКАЯ КОМЕДИЯ», Доменико Сориано — заслуженный артист России Сергей БАРКОВСКИЙ, Филумена Мартурано — заслуженная артистка России Наталья СУРКОВА

В Петербурге ваш театр чаще называют «театром Спивака», чем просто Молодежным…

— Это, конечно, не театр одного режиссера, но театр одного худрука. (Рассмеялся). Считаю, что когда строишь театр, обязательно должны быть люди, которые тебе помогают в этом. Запирать театр на ключ нельзя. Спектакли ставлю не только я, но и мои единомышленники, люди, которых я чувствую, понимаю: Владимир Туманов, Лев Шехтман, Геннадий Тростянецкий, актер нашего театра Михаил Черняк…

В прошлом году в Петербурге подводили итоги посещаемости театров, ваш театр занял первое место среди муниципальных драматических…

— Верно, по любви и интересу к театру.

День открытых дверей. Заслуженный артист России Сергей Барковский раздает автографы.

Как вы строите работу со зрителем?

— Просто. Выпускаем спектакли. Если в них есть проблемы зрительного зала, то это почти всегда вызывает интерес.

И только у вас постоянно проходят встречи актеров, режиссеров со зрителями, обсуждение «спектакля месяца». Вы поощряете билетами на спектакли школьников, участвующих в конкурсе театральных рецензий среди старшеклассников, который организовала Театральная академия.

— Со зрителями мы обсуждаем не только премьеры, а все спектакли, даже те, которые идут 7-10 лет. Думаю, им интересно увидеть артистов, узнать, о чем они думают, услышать, как рождался спектакль, познакомиться с закулисьем, задать свои вопросы. К школьникам я отношусь… сложно. Из-за них нам когда-то пришлось закрыть спектакль «Гроза». Очень плохо, вредно, когда их заставляют идти в театр всем классом. Человека должно сюда тянуть…

День открытых дверей в Молодежном театре

У вас всегда аншлаги, много поклонников «со стажем». Хотя театр находится не на главном проспекте города и вдали от метро. Часто билеты купить невозможно на спектакли, которые идут по многу лет.

-Я думаю, нам помогает Бог. Пусть это не прозвучит фамильярно, ему нравится, что мы несем людям в душу свет, а не тьму. Наша концепция — «театр для людей» (по выражению великого итальянского режиссера Джорджо Стреллера), а не для фестивалей, критиков. В этом его простота и глубина, понимание жизни.

Ваш театр — один из немногих, где есть замечательная традиция: вас посещают из поколения в поколение. Я знаю таких.

— И я знаю несколько семей, которые рассказывали мне об этом. Когда мы начинали в 90-е годы и поставили спектакль «Мещанин во дворянстве» Мольера, пришли зрители. Потом они стали приводить к нам своих повзрослевших детей. А те — своих… Театр передавали «из рук в руки».

Наш театр всегда занимается проблемами жизни и смерти, добра и зла. Это наши темы. В наше жесткое, «запрограммированное» время мы выбираем жизнь и добро, надежду. И хотим в спектаклях крикнуть зрителю: «Мы такие же, как ты, у нас такие же проблемы, мы тебя понимаем!» Вот, собственно, наш девиз.

«Российская газета». 14 марта 2014. Текст — Светлана Мазурова. Отрывок из интервью.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Семен Спивак: Наша концепция — театр для людей