«Родился в енотовой шубе». Юрий Завадский и его знаменитые дамы сердца.

Юрий Завадский и Галина Уланова.

Как бы тщательно известные люди не скрывали свою личную жизнь, эта «сфера» более всего интересует их поклонников, биографов и всех-всех-всех. Даже не ради обывательского любопытства и сплетен, а, вероятно, для того, чтобы лучше понять своего кумира. Скажи мне, кто твой муж (жена), и я скажу кто ты! Кто это сказал? Да я это и сказала однажды в Фейсбуке, а потом это разлетелось по всем просторам интернета.)))

Сонечка Голлидэй.

Когда я писала про Сонечку Голлидэй, меня заинтересовал актер Юрий Завадский и его роль в жизни Сонечки и Марины. Безусловно актер Юрий Александрович Завадский достойнейший человек, прекрасный актер и режиссер, педагог и замечательный человек, равно также как и все его пассии и жены, об их творчестве уже рассказано в многотомных изданиях, но сегодня мы коснемся его замечательных и преданных ему женщин.

Юрий Завадский.

Как я уже писала в очерке о Сонечке Голлидэй, Юрий Завадский всю жизнь холил и лелеял в памяти образ своей красавицы-сестры Веры, она была его другом и идеалом его женщины, и всех своих многочисленных знакомых он изначально сравнивал только с ней. Она тоже была и моделью-натурщицей и актрисой, но немого кино. К сожалению, Вера рано ушла из жизни из-за туберкулеза.

Завадский и Цветаева.

Об этом же говорит и поэт Марина Цветаева в своей «Повести о Сонечке», ведь Вера Завадская училась с ней в одной школе, но окончательно выяснился сей факт после знакомства Юрия и Марины. Произошло это знакомство странно. Как-то в октябре Марина ехала на поезде в Крым, а на верхнем плацкарте сидел студент Гольцев и читал во всеуслышание стихи про Инфанту. Марине стихи понравились, о чем она сообщила студенту, а студент признался, что стихи не его, а студийца-поэта Павла Антокольского. Затем Марина познакомилась с Антокольским, который в свою очеред познакомил ее со своим другом Юрием Завадским, студентом юридического факультета университета и заодно студийцем студии Вахтангова. Сначала Павлик А. и Юрочка З. посещали квартиру Марины вместе, разговаривали, развлекались, оставались на ночь, к утру Марина прикрывала их, уснувших в обнимку, одеялом, заботилась, как о детях.

Спят, не разнимая рук,

С братом – брат,

С другом – друг.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этих рук не разведу.

Лучше буду,

Лучше буду

Полымем пылать в аду!

Какие отношения были между Павликом и Юрочкой остается за кадром. Вероятно они в духе времени всего лишь эпатировали публику, поскольку рассказывали Цветаевой, что все подтрунивали над Юрочкой, вынашивавшем в себе образ своей сестрицы Веры. Тогда друг Павлик решил ему помочь, в комнате типа «общежития Бертольда Шварца», с прекрасной слышимостью для соседей, юноши специально громко целовались, чтоб все соседи слышали и предполагали, что Юрочка наконец-то завел себе любимую девушку. Каково же было удивление соседей, когда они от любопытства под разными предлогами, заглянув в комнату, обнаруживали двух мужчин. Но никто не считал, что между юношами роман, все воспринимали это как «светлую мужскую» дружбу, понимали их приколы и эпатаж.

Юрочка З., как прекрасный актер и сердцеед, умел производить впечатление на дам. И однажды он попросил разрешения у Марины прийти к ней без Павлика. Трудно понять, насколько пылким был их роман, продолжавшийся почти год, но Цветаева пишет, что Юра просиживал у нее ночи напролет, смотря внутрь себя. В свою очередь Марина Ивановна увлеклась не только Юрочкой, но и театром и посвятила ему несколько пьес — «Метель», «Приключения», «Феникс», «Фортуна» — и стихи — стихотворный цикл «Комедьянт».

Не любовь, а лихорадка!

Легкий бой лукав и лжив.

Нынче тошно, завтра сладко,

Нынче помер, завтра жив.

Но Юрочка был непостоянен в своих увлечениях, не мог долго и преданно посвящать себя одной женщине, пусть и самой талантливой. А Марину Цветаеву Павлик А. познакомил с Сонечкой Голлидэй, к слову сказать на тот момент влюбленной в Юрочку З. И Марина как бы очнулась от своего увлечения Юрочкой. Так в «Повести о Сонечке» Цветаева описывает сцену расставания с уходящим Юрой З.: «… я, проводив его с черного хода по винтовой лестнице и на последней ступеньке остановившись, при чем он все-таки оставался выше меня на целую голову».

Юрочка был верен театру, увлечен театром и режиссурой, для него театр и его студия были всем в жизни, но и женщин вокруг него витало немало. Сначала влюбленная в него Сонечка Голлидэй решала его бытовые проблемы — штопала ему рубашки, стирала носки, обеспечивала быт, «выше которого она была» и к которому «сама была неприспособлена». Но в какой-то момент Юрочка сошелся с актрисой Ириной Сергеевной Анисимовой-Вульф, они жили в незарегистрированном браке. Мама Ирины — Павла Леонтьевна Вульф, известная провинциальная актриса, некогда была замужем за неким Сергеем Анисимовым, но брак, от которого остались только документы, давно распался. Павла ушла к другому. А настоящим отцом Ирины стал Константин Ипполитович Каратеев, барин татарских кровей, в тот момент начинающий театральный антрепренёр, они не были зарегистрированы с Ирининой матерью. Когда в Москве у пары родилась Ирина, ее, ради приличия, записали на сохранившиеся от первого брака документы матери — Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф, так она всю жизнь и прожила под этим именем, а не стала по отчеству Константиновной и по фамилии Каратеевой.

Завадский и Ирина Вульф.

Жизнь у Завадского и Вульф была творческой и бурной, они понимали друг друга на уровне подсознания, но по своему обыкновению Юрочка нещадно изменял Ирине, затем театрально признавался ей, звонил в дверь квартиры, бросался на колени на коврик у входа, заламывая руки, и каялся, плакал, извинялся. Она великодушно прощала, немного поломавшись. Однажды в конце 30-х гг., в одно из таких Юрочкиных покаяний Ирина сама открыла дверь квартиры, в руках у нее был чемодан, она дождалась, пока Юрочка бросится на колени с заломленными руками, брезгливо обошла его и молча удалилась из его семьи. Но не из жизни. Они оставались прекрасными друзьями, понимали друг друга с полуслова, работали вместе и общались до конца ее дней, до 1972 года.

В тот день Ирине стало окончательно известно «от доброжелателей», что изменяет ей Юрочка с молодой и талантливой студийкой Верой Марецкой.

Вера Марецкая.

28-летний Юрий Завадский и 16-летняя Вера Марецкая встретились в 1922 году. Завадский к тому времени был уже известным актером и именитым режиссером, помощником Евгения Вахтангова. Верочка же происходила из зажиточной многодетной семьи среднего класса. Отец ее держал буфет то ли при театре, то ли при цирке, и на это содержал семью — жену-домохозяйку и четверых детей. Все дети увлекались цирком, особенно Вера, но родители запретили ей даже думать о циркачестве. Тогда Вера назло родителям решила поступить в 3-ю студию при МХТ. Как абитуриентка Вера сразу же покорила сердце Завадского еще на вступительных экзаменах, не только своим выступлением, но и именем — Вера. Но он решил сыграть неприступную крепость до поры, до времени, пока Вера была студенткой. А проживал он в это время все еще с Ириной Вульф.

Но в 1924 году Юрий Александрович Завадский создал собственный театр и пригласил туда Веру Марецкую в качестве актрисы. Он моментально признался ей в любви и через три недели молодые расписались.

Правда, незадолго до этого Ирина Вульф и ушла от Завадского без лишних слов. Но Веру Марецкую она все же предупредила, мол не рассчитывай, что он будет с тобой всегда, «ему нужна муза, а не жена».

Вера естественно не поверила, как и любая женщина, считающая, что она самая-самая лучшая, раз ее выбрали, и через два года родила ребенка — сына Женю. Но через четыре года брак Веры и Юрия рухнул. Завадскому всегда нужно было вдохновение, состояние влюбленности, сильные эмоции, а прозаическая на тот момент жена с маленьким ребенком и его проблемами, быт и домашние хлопоты актера как бы заземляли, ему понадобился отдых от семьи и работы. Приближались 1930-е годы…Завадский один уехал на отдых в Барвиху.

Тогда-то там на отдыхе в Барвихе красавец и сердцеед, мужчина в самом расцвете сил, 36-летний Юрий Завадский и познакомился с прославленной балериной Галиной Улановой. Интересно то, что Вера Марецкая сама была родом из Барвихи, там она родилась, там был буфет ее отца. А об измене мужа она узнала из письма «доброжелательницы». Но не сразу.

Если до встречи с Завадским у Улановой было не так много мужчин, которых можно было пересчитать по пальцам, то у Завадского за плечами был солидный послужной список женщин. И если жена Вера была моложе Завадского всего на 12 лет, то балерина была моложе актера на целых 16 лет. Для некоторых мужчин кризисного среднего возраста даже фора в 2 года имеет значение, не то, что четыре.

молодая Галина Уланова.

Кругам, близким к осведомленным, известно, что одним из первых избранников балерины стал невысокий лысоватый концертмейстер Исаак Меликовский, но он не задержался в фаворитах. И через год Исаака сменил дирижер Евгений Дубовский, но и с ним Галина просуществовала недолго. У талантливых и знаменитых всегда небольшой выбор.

Узнав из подметного письма «доброжелательницы» о романе мужа с именитой балериной, Марецкая не сразу поверила в «этот бред». И где? В ее родной Барвихе! Но бурных объяснений было не миновать. Завадский не стал отпираться и во всем признался жене, но при этом театрально заявил, что «роман с балериной» не имеет никакого значения, а отношения на стороне нужны только, чтобы держать себя в творческом тонусе, главное — семья. Но разъяренная «ВэПэ»(Вера Петровна) выкинула чемодан с вещами мужа на лестницу. Он ушел, кажется почему-то к Вульф. И на другой день Вера подала на развод. Вскоре после этого Завадский приехал за Улановой в Ленинград, чтобы добиться хоть какой-то определенности и взаимности. После этого они стали проживать вместе в ее квартире, но расписались не сразу.

Но Марецкую режиссер Завадский не выкинул из сердца, она продолжала играть ведущие роли в его спектаклях, и он никому не позволял злословить в ее адрес. Разве что Фаине Раневской, знавшей Завадского еще юношей, кое-что прощалось. Кстати Раневская и сказала, что Завадский родился в енотовой шубе, настолько ему фартило, и все сходило с рук, как с гуся вода.

Но в тяжелые годы в 1936-37 гг Завадский попал в опалу, режиссеру пришлось уехать в Ростов и там возглавить театр.

А у Веры Марецкой, к ужасу, арестовали и растреляли в эти годы двоих братьев, приверженцев Бухарина. Тогда Марецкая стала добиваться, чтобы усыновить своего племянника-сироту Сашу, а Завадский ей очень активно помогал и затем содержал ее семью, а к Саше относился так же тепло, как к родному сыну Жене.

В 1940-м году Юрию Завадскому разрешили вернуться в Москву. Он был назначен главным режиссером театра имени Моссовета, где Вера Марецкая стала ведущей актрисой. Но она была уже в новых отношениях и в 1941 г, на последних месяцах беременности, зарегистрировала свой брак с прекрасным и ответственным человеком, с актером Георгием Троицким. У них родилась дочь Маша. А Георгий Троицкий добровольцем ушел на фронт.

Началась Великая Отечественная война. 48-летний Завадский, рожденный в 1894, был мужчиной уже непризывного возраста. Театры и театральные работники подлежали эвакуации из Москвы. И 23 июля 1941 года, через месяц после начала войны и, говорят, что через две-три недели после брака Веры Марецкой, Завадский и Уланова зарегистрировали свой брак. Вместе они отправились в эвакуацию в Казахстан. Но злые языки утверждают, что в браке пара прожила недолго, и что Уланова еще в 1943 или 1944 году ушла к другому человеку. Но супруги не стали официально разводиться. А муж Веры Марецкой — Троицкий без вести пропал на фронте. Потом выяснилось, что Троицкий погиб под Орлом.

И в 1944 году формально свободный от обязательств перед Улановой Юрий Александрович Завадский предложил Вере Петровне Марецкой руку и сердце — повторно. Но она отказалась под предлогом того, что нельзя два раза шагнуть в одну и ту же реку. Но истинной причиной отказа, по слухам «доброжелателей», были обещания влюбленного в Марецкую Ростислава Яновича Плятта уйти наконец-то от жены Нины Владимировны Бутовой и оформить официальный бpaк с Марецкой. Но тогда Бутовой удалось удержать Плятта.

В то время Завадский понял, что разводиться с Улановой совершенно необязательно, и это даже удобно для творческих людей. И временно вернулся опять к Ирине Вульф. А Уланова упорно занималась хореографией с дочкой Марецкой Машей. Все смешалось в этих семьях.

После войны «театральные люди» вернулись из Казахстана, Завадский стал проживать на квартире своей мамы, а Уланова в своей квартире сначала на Новослободской, потом на Котельнической набережной. Брак они не расторгали. Завадский очень трепетно относился к Галине Сергеевне, он бежал к ней по первому зову, часто посещал ее спектакли и всегда обливался горькими слезами, когда она танцевала «Жизель». Раневская с сарказмом говорила: «Завадский опять пошел на рыдалку».

Когда Улановой исполнилось 39 лет, на ее горизонте появился режиссер, драматург и актер Иван Берсенев. Он был на 20 лет старше балерины, да еще и женат на актрисе Софье Гиацинтовой, однако он страстно влюбился в приму и потерял от балерины голову. Ради прославленной Галины Сергеевны Улановой Берсенев оставил супругу Гиацинтову. Уланова и Берсенев сначала встречались в гостинице «Метрополь», потом они съехались и жили в квартире балерины на Новослободской. Но вместе в фактическом браке Уланова и Берсенев прожили всего два года, т.к. Иван Берсенев скончался в 1951-м . По злой иронии судьбы у гроба Берсенева стояли сразу две безутешные вдовы — Гиацинтова и Уланова. При этом Уланова брак с Завадским не расторгала никогда. Она переехала жить на Котельническую набережную.

Иван Николаевич Берсенев.

После Берсенева Уланова проживала в фактическом браке с главным художником Большого театра Вадимом Федоровичем Рындиным, который бросил свою семью, ради примы. Рындин был веселый, общительный человек, душа любой компании. Но очень ревнивый! А Галина Сергеевна обладала замкнутым характером, нелегко шла на контакт с людьми. Они являлись полной противоположностью друг другу. Особенно Рындин ревновал Уланову к Завадскому, так как они были неразведены. От ревности Рындин стал спиваться, с годами все больше и больше. Уланова, не выдержав, выгнала его из дома.

Уланова и Рындин.

А что Завадский? Он не прерывал духовной связи ни с Марецкой, ни с Улановой. Постарел, полысел, но сохранил свою неотразимость, свой талант и дар обольщения, всегда прекрасно одевался и моложаво выглядел, в 70 лет джинсовый костюм смотрелся на нем весьма привлекательно, вокруг него вилось много женщин. Но о каких-то серьезных романах уровня — Цветаевой, Марецкой или Улановой мы вряд ли услышим.

В конце 1970-х годов у Веры Марецкой обнаружили рак груди, а через некоторое время с серьезными метастазами, ей было 65 лет, ее оперировали. Говорят, что Завадский очень сильно переживал и на этой почве у него обострился застарелый гепатит, а затем обнаружили рак.

Несправедливо будет умолчать, что в жизни Завадского были еще актриса Фаина Раневская, с которой его связывали приятельские отношения и которая подтрунивала над ним, иногда они враждовали, но в общем и целом ценили друг друга. А еще его жизнь «контролировала» верная и преданная домработница Васена, которая трогательно опекала своего патрона, избавляя его от бытовых заморочек, а относилась к нему по-сестрински с иронией.

Юрий Александрович Завадский скончался 5 апреля 1977 года в Москве на 83-м году жизни, на год с лишним раньше Марецкой . Последним желанием актера и режиссера было, чтобы никто не видел его мёртвым, поэтому в театре гроб не выставляли, а стояла урна с его прахом. Похоронен он на Ваганьковском кладбище рядом с матерью.

А официальная вдова — Галина Сергеевна Уланова лишь только послала усопшему неразведенному мужу венок с лаконичной надписью: «Завадскому – от Улановой».

Вера Петровна Марецкая лечилась и работала до последнего. Скончалась она 17 августа 1978 года на 73-м году жизни. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

В последние годы Галина Сергеевна Уланова проживала в одной квартире с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которую называла своей «приёмной дочерью», в приписываемые им нетрадиционные отношения поверить трудно. Возможно, балерина просто спасалась от страха одиночества и бытовых трудностей при помощи напористой компаньонки. Каждый волен предполагать в меру своей фантазии.

Галина Сергеевна Уланова умерла на 89-м году жизни 21 марта 1998 года в Москве после двух инсультов, перенесённых незадолго до смерти. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Все они были талантливы, знамениты и по-своему любили друг друга.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Родился в енотовой шубе». Юрий Завадский и его знаменитые дамы сердца.