Олег Янковский об Андрее Тарковском: «Он единственный режиссер, которому я верил без сомнений»

Актер Олег Янковский дважды работал на съемочной площадке с одним из самых талантливых режиссеров ХХ столетия – Андреем Тарковским. В первый раз актер снимался в фильме «Зеркало», который вышел в 1974 году. Позже Олег Иванович сыграл главную роль в фильме Тарковского «Ностальгия», представленный за границей в 1983 году.

О смерти Тарковского в конце декабря 1986 года Олег Янковский узнал в коридоре «Мосфильма» от оператора Павла Лебешева. Актер знал о тяжелом недуге Андрея Арсеньевича, однако все равно не хотел верить в страшную весть.

Андрей Тарковский

— Работа, встречи с Андреем мне казались случайным даром судьбы, сопровождались страхом, неверием в свои силы, была безумным счастьем. Эти смешанные чувства я никогда не пытался ни осознать, ни тем более в них разобраться, — рассказывал Олег Иванович в 1989 году. – Я только впитывал как губка все, что исходило от Андрея. От того мира, который он заключал в себе и к которому можно было лишь прикоснуться.
Они не были близкими друзьями, Тарковский был для Янковского личностью загадочной и не до конца понятной.

— Наши отношения строились нелегко. То они оборачивались нечаянной радостью, то грозили развалиться, то за ними тянулся шлейф трагических обстоятельств. Он – единственный режиссер, которому я как актер хотел ввериться целиком, без размышлений, без всяких сомнений, — говорил актер.
По словам Янковского, Тарковский снимал одних и тех же актеров. Он мог работать только с теми, с кем у него устанавливалась природная, почти биологическая связь. С чужими людьми он закрывался, а проникнуть в его зазеркалье было невозможно.

Олег Янковский в фильме «Зеркало», 1974 год

Главная роль писателя Андрея Горчакова в фильме «Ностальгия» писалась под Анатолия Солоницына, который при подготовке к съемкам умирал от рака.

— Мы увиделись в Риме. Тарковский ворвался, как обычно, нервный, худой, быстрый. Мы обнялись и долго молчали. В этой паузе было все. И ушедший Толя, и страх моего несоответствия Андрею, несмотря на переделку сценария, и незнание, чего он от меня ждет. И радость встречи. Но главное – ощущение силы в этом невысоком, поджаром человеке, — вспоминал Олег Янковский.
Они обсудили сценарий. Тарковскому нужен был человек, измученный духовной жизнью в самом прямом смысле этого слова. Это состояние заложено в основу сюжета фильма.

— Сможешь похудеть? – спросил режиссер.

— Куда еще? – с еле заметной улыбкой тихо ответил актер.

— У тебя получится, в тебе есть эта роль, нужно дать ей огранку и воспроизвести, — резюмировал Андрей Арсеньевич.

Разговор шел тонкой и неторопливой нитью теплым вечером в небольшом уютном кафе на обезлюдившей площади. Оба задались вопросом: как сыграть ностальгию, прочувствовать ее по-русски. В этот момент к кафе подошли два мальчика: один с кепкой, другой с аккордеоном заиграл «Амурские волны».

Андрей Тарковский

— Никому не говори, — прошептал Тарковский. – Не поверят.

При нем самая обыкновенная реальность становилась полем непредсказуемых возможностей, приобретала черты неправдоподобности.

— У меня во ВГИКе были бредовые идеи снять фильм о том, как человек спит. Я хотел бы снять момент, когда мы отрешаемся от повседневной жизни, и с нами происходит нечто необъяснимое, словно возникает связь с мирозданием, с прошлым и будущим. Обнажаются нити, на которых зиждется наше сознание. Потом я бы вырезал от отснятого материала все неинтересное, оставил бы только ощущение человека с космосом. И расшифровал бы эти сны. Чтобы понять, что кроется за таким состоянием, — рассказал Тарковский актеру.
По словам Олега Ивановича, этого режиссера было бессмысленно просить о конкретных указаниях. Нужно было прилагать не только актерские, но и человеческие усилия. Что получалось лучше, что-то – хуже, но врать Андрею было невозможно.

Фильм Тарковского «Ностальгия» всколыхнул память русского зрителя, открыл его душевные раны.

Олег Янковский в фильме «Ностальгия», 1983 год

Во время съемок финальной сцены фильма, когда показан безмолвный проход главного героя со свечей, Тарковский сказал, что в его жизни бывало так, что один поступок проживался как вся жизнь, как ее итог.

— Олег, ты должен всем своим существом почувствовать, эмоционально передать последние шаги перед смертью, — говорил Тарковский, который на репетиции этой сцены часто злился – актер то слишком рано «умирал», то играл недостоверно.
Этот закрытый жесткий человек мог быть смешным, трогательным, нежным, очень уставшим.

— Он мог зарядить твою нервную энергию, направить интуицию, прокладывая путь к самому первичному и непоруганному. К тому, что неосознанно дается при рождении и беспощадным трудом раскрывается перед смертью. Это путь духовного очищения. Тоска подступающей смерти и тоска по жизни, — рассказывал Олег Иванович Янковский.
Андрей Тарковский часто задавался философским вопросом: «Что снимать». Он задумывался о своем предназначении, которым он жил, оставив зрителям несколько фильмов. Несколько гениальных фильмов.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Олег Янковский об Андрее Тарковском: «Он единственный режиссер, которому я верил без сомнений»