Матрос Чижик и Федька Басманов нашего экрана Михаил Кузнецов. Как жил артист, его могила

— Современному молодому зрителю его имя мало что говорит, а мы его уважаем.
Да и есть за что. Ролей у него больше 50. И процентов 80 из них принадлежат мастеру с большой буквы.
— Да и по жизни Михаил Артемьевич шел с высоко поднятой головой. Ни перед кем не пресмыкаясь и не боясь высказывать прилюдно власть предержащим претензии по поводу игнорирования ими бед простых людей. Коли он был бы партийным, его давно вышвырнули из КПСС, а так как-то ему всё сходило с рук.
— А появился на свет Миша студёной и полуголодной послереволюционной зимой 1918 года в одном из уездных подмосковных городков. Спустя несколько лет в пору, когда технике безопасности практически не уделяли никакого внимания, несчастный случай на производстве уносит жизнь отца мальчишки и его мамуля, безумно переживавшая за ребенка переезжает с ним на товарняке в более хлебные и теплые места, в одно из поселений Донского края, где обитала со своим семейством сестра женщины. В общем, Миша, которого задействовали в самодеятельности чуть ли не со второго класса, лет до 12 посещал школу вместе со станичными ребятишками. А потом они всё-таки возвращаются в Первопрестольную, где, по мнению родительницы парня, возможностей для вступающего во взрослую жизнь человека было несравненно больше.
— И, конечно же, и будучи учеником столичного среднего учебного заведения, интереса к артистической стезе Михаил не терял. Он записался в кружок юного драматурга, часто посещал спектакли московских театров, то и дело репетировал роли дома перед зеркалом. — Профессия ох как манила, однако, и матушке с её мизерной зарплатой материально подсобить юноше сам Бог велел.
— Недолго думая, парень получает рабочую специальность и устраивается на предприятие, где на своем токарном станке подчас даёт чуть ли не двойную норму.

Но грёзы и сны о сцене Мишу не оставляют и, поговорив с мамой и заручившись её согласием, Кузнецов совершает попытку поступления в только-только открытую студию нашего гранда и колосса Станиславского, друг которого Немирович-Данченко тогда уже сильно болел. Ну и что бы вы думали, пол-дела в виде отборочных туров парню удалось сделать четко, стоило пройти, кажется, пустячное прослушивание и дело было бы в шляпе, но тут как назло испытание запланировали на 11 часов утра, на то время, когда Кузнецов вытачивал очередную деталь. Что делать? Ничтоже сумняшеся, молодой рабочий плещет на запястье кислоту и получает у заводской врачихи освобождение от работы. От мастерски изображённого Михаилом Труффальдино Константин Сергеевич, который уйдет из жизни спустя четыре года после того, был просто в восторге, парня принимают без обиняков. Диплом студии же оказывается у Кузнецова в кармане в год начала Великой Отечественной.

Но ещё года за три до этого он дебютирует в картине Михаила Гавронского «Приятели», о которой на том же КиноПоиске так мало сведений, что уделять ей внимание считаю недопустимой роскошью. А вот лента снявшего знаменитого «Коммуниста» Юлия Райзмана «Машенька» 1942 года выпуска показала Кузнецова с самой лучшей стороны. Героя актера преобразили дороги войны, и из легковерного и не разбирающегося в людях простака он превращается в мудрого и рассудительного мужа. Соответственно и роль требовала от Михаила глубины проникновения в образ и рельефности.

В ленте же знатного Пырьева, которого я совершенно незаслуженно раскритиковал на том канале, хотя чисто из-за любвеобильности режиссера, названной «Секретарь райкома», Кузнецов также, без всякого сомнения, был хорош. Разве Саша Рудов нашего героя не прекрасен? Разве не честен он с окружающими и с самим собою? Разве не готов пожертвовать ради Родины даже своей жизнью?


Вполне себе ключевую роль в судьбе нашего героя сыграл легендарный Сергей Эйзенштейн, пригласивший замеченного на одной из съёмочных площадок Михаила в свою монументальную биографическую драму Иван Грозный, в оба её сказа. Работа длилась пару лет с хвостиком, и не то что триумфа, успеха мало кто ожидал, однако когда народ повалил на неё в кинотеатры валом, стало определенно ясно, что вниманию зрителей было представлено нечто совершенно блестящее и непохожее на ничто другое. И в плане бесподобного режиссерского творчества, и с точки зрения великолепной игры актеров.

А ведь на съемочной площадке колосса Михаилу приходилось ох как непросто. Принципиальный и твердый в отстаивании собственных взглядов актер частенько конфликтовал с постановщиком, который аналогично на компромиссы шёл чрезвычайно редко. Однако, в конце концов все острые углы сгладились, и натура любимца, а не любовника грозного царя, лютого опричника Федьки Басманова получилась у Кузнецова невероятно многогранной и естественной. Да и то сказать, народ диву давался, как легко и незаметно невинный юноша может превратиться в подлинного садиста и изувера.

Между тем в 1951 году Кузнецов попадает точнехонько в очередную цель, четко изобразив служивого по фамилии Скобелев в биографической картине с Сергеем Бондарчуком и Иваном Переверзевым «Тарас Шевченко». Хотя самому Михаилу ужасно мила была его работа в ещё одной прекрасной ленте режиссера знаменитого «Максимки» «Матрос Чижик». Бескорыстная дружба отзывчивого денщика и хозяйского сынишки не может не наполнять наши души теплом и сочувствием.

Что касается легендарной «Марьи-искусницы» Роу, то там, на мой взгляд, Михаил и вовсе бесподобен.

Вот я не пересматривал фильм лет 30, а лицо чуткого, отзывчивого и горой стоящего за правду солдата, воюющего с мерзким водяным правителем доныне помню. Это же нужно было так славно сыграть. Да-с.

Далее в фильмографии артиста шедевры практически не попадались, но в принципе и в работах 1980-х «Алые погоны» «Россия молодая», «Багратион» и «Господин гимназист» наш герой отнюдь не портил погоды, а кое-где и вовсе вновь был на коне.


Ну а теперь, так сказать, о сокровенном. Нет, в плане личной жизни наш герой, видный, статный мужчина с пронзительным взором голубых глаз, не был идеален. Но по крайней он не менял жён как перчатки. Лишь пара спутниц сопровождала его по стезе жизни. И обе представляли один с Михаилом цех—артистический. Горячий, нужно признаться.

Первой Кузнецов повел в ЗАГС Людмилу Шабалину, которую наш зритель может хорошо помнить по музыкальной комедии «Воздушный извозчик». Они познакомились в коридоре одной из киностудий, где Кузнецов снимался в военном киносборнике, во второй год Великой Отечественной и появились на экране в двух совместных картинах.

Но, понимаете, характерами они не сошлись, мне вам ли объяснять, что не всегда противоположные полюса притягиваются. Так что вот.

С Викой Германовой общительный и добродушный артист столкнулся совершенно случайно, ненароком разговорившись в знаменитом московском троллейбусе «Б», не знаю, как сейчас, но раньше ходившем по Садовому кольцу. Молодая особа-провинциалка искала пристанища в столице, и нет бы Кузнецову дать девушке адрес подходящей гостиницы, так он взял и пригласил незнакомку к себе. Я бы, например, побоялся. Мало ли что, ещё обнесет-обчистит. Ведь случаев полно. Короче говоря, с тех пор они были вместе в радости и горе около четырех десятилетий. На алтарь служения семье супруга, родившая артисту дочурку Валю, положила собственную карьеру в искусстве. Да и мудростью Виктория обладала просто исключительной, закрывая глаза на мимолётные интрижки нашего героя. Ибо если даже наша несравненнейшая Аллочка Ларионова была от Кузнецова без ума, то что уж говорить о простых советских женщинах. Не приближенных, так сказать, к заоблачным эмпиреям. Летели на красавца как бабочки на цветок.

К прискорбию, наследницу пары, пошедшую по стопам родителей, унес в могилу подлый недуг. И я не сомневаюсь, что вы догадываетесь, какой. Женщине, фамилия которой по мужу Тэжик, было только 50. Да в принципе и Виктория, которая была моложе мужа лет на шесть, ушла также обидно рано. 62-63 года всего лишь она побыла на этом свете.


Причем ушла раньше спутника жизни на год.

Вероятно, её уход очень негативно сказался на сердце артиста, которое берет и останавливается в тот момент, когда наш герой сидел на скамейке в скверике гостиницы «Украина», которая с некоторых пор стала пятизвёздочным отелем «Radisson Blu Royal Hotel». Это случилось в конце августа 1986 года. Артисту было 68 лет.

Давненько я не писал о Введенском или Немецком столичном кладбище. Но вот случай представился опять. Лежат там бок о бок не только Михаил и Виктория. На том же участке упокоились, по всей видимости, отец супруги актера, то бишь, его тесть, и ещё какая-то её родственница. Может, матушка?

И вот смотрите, что ещё интересно, даты рождения погребённых там людей не указываются, даны лишь дни отхода их к Господу. Поэтому-то сказать определенно о дате появления на свет Виктории не представляется возможным.

А вот само надгробие реально креативно. По крайней мере ваш покорный слуга таких ранее не видел. Понятно, что колонна тоже вполне может символизировать храм искусств, но почему она сломана или срезана, и что за субстанция с неё стекает? А, может, это занавес? В общем, скульптору виднее. У него голова по-своему варит. Конечно, на участке, говорят, заросли приличные, на памятнике видны какие-то пятна. Ну так что вы хотели? Все близкие актера в мире ином. Ухаживать за могилой некому.

Главное, чтоб память наша быльём не зарастала.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Матрос Чижик и Федька Басманов нашего экрана Михаил Кузнецов. Как жил артист, его могила