Литературные образы оперативников из бригады Глеба Жеглова. Что осталось «за кадром» в культовом фильме Говорухина?

В знаменитом фильме С. Говорухина Глеб Жеглов и Володя Шарапов ловят знаменитую банду «Черная кошка» не вдвоем, а в составе отдельной оперативной группы. Эта группа, согласно картине, включает в себя 5 человек. Это Глеб Жеглов, Ваня Пасюк, Коля Тараскин, Гриша «Шесть-на девять» и Володя Шарапов (довеском идет водитель автобуса Копырин).

В книге братьев Вайнеров оперативников также пятеро. Но они немного другие. Не такие, как у Говорухина. Многие любопытные черты «книжных» муровцев не попали в культовый фильм. А напрасно.. Эти черты явно добавили бы кинокартине новые краски, новые смыслы, О литературных образах оперативников Жеглова и пойдет у нас речь. Итак, поехали…

Глеб Жеглов (В. Высоцкий) и Володя Шарапов (В. Конкин). Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979) С. Говорухина. Изображение взято в открытых источниках.

1. Глеб Жеглов. Мы подробно разобрали образ всенародно любимого сыщика Глеба Жеглова в отдельной статье (ссылку можно найти внизу). Здесь же заострим внимание на двух важных качествах начальника бригады ОББ МУР-а, которые почти не обозначились в фильме С. Говорухина. Что это за качества? Это во-первых, «сыщицкая» прозорливость. А, во-вторых, латеральное, креативное мышление.

«Сыщицкая» прозорливость — это умение видеть человека насквозь, угадывать «некоторые маленькие тайны». В фильме Жеглов заявляет о своей «сверхспособности» в Большом театре при допросе Волокушиной и Ручечника. На этом же допросе Глеб подтверждает декларацию делом. Он рассказывает историю превращения Волокушиной из честной женщины в воровку. Причем, рассказывает настолько достоверно, как будто лично при этом присутствовал. Даже Ручечник приходит в восторг от таланта лютого врага. И изрекает знаменитое: «Тебе бы… не картины, а книжки писать».

Впоследствии С. Говорухин никак не развивает тему прозорливости Глеба, подчеркивая только его дедуктивные навыки и умение думать на несколько ходов вперед. Так, например, именно экранный Глеб придумывает трюк с кладовкой и фото Вари на стене как условным знаком.

Но у Вайнеров Жеглов не только строгий логик, но и телепат-интуитивист, умеющий угадывать мысли людей. Много раз Глеб без труда угадывает мысли Володи Шарапова (прямо, как сыщик Огюст Дюпен). Причем, делает это даже на расстоянии, когда Шарапов находится в банде. По книге, трюк с кладовкой придумывает не Жеглов, а Шарапов. Именно Шарапову приходит идея схорониться в кладовке. А когда это происходит, Вова не может поверить, что он «смог обо всем договориться с Жегловым, смог за 20 километров, сидя в гнусном притоне, передать ему свой крик души…»

Латеральное мышление — это способность мыслить нестандартно, используя максимальное количество подходов к решению задачи. Наиболее ярко Глеб демонстрирует этот талант в спортивном зале «Динамо», куда его бригаду начальство посылает для изучения самбо.

Никто из оперативников не может противостоять «тщедушному» инструктору Филимонову. Даже разведчик Володя Шарапов проигрывает схватку. Однако Жеглов… Выигрывает единоборство! Да, ему не удается поразить картонным ножом инструктора. Ни один удар не попадает в цель. Но когда Глеб бросает картонный нож в Филимонова, тот оказывается пораженным. Жеглов здесь действует нестандартно, «против правил». Но он выигрывает дуэль. Что и требуется от оперативника…

2. Ваня Пасюк. В фильме С. Говорухина Ваня Пасюк в исполнении Александра Милютина представляется в образе добродушного уроженца Украины с крестьянской внешностью и оригинальным, певучим говором. Экранный Пасюк очень колоритен, но постоянно пребывает в тени коллег.

А. Милютин в роли Вани Пасюка. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979) С. Говорухина. Изображение взято в открытых источниках.

Однако в книге Вайнеров Ваня Пасюк занимает почетное второе место (после самого Жеглова) в иерархии оперативной группы. То есть именно Ваня Пасюк является заместителем Жеглова как начальника бригады.

О высоком статусе Пасюка свидетельствует распределение оперативников на картофельном поле. Жеглов расставляет своих людей соответственно их значению и иерархическому статусу в группе. Наиболее ценные сотрудники оказываются рядом с начальником бригады. Малоценные — на периферии. Пасюк при такой расстановке оказывается вторым (после Жеглова) сотрудником. Жеглов говорит: «Я первый, вторым Пасюк, третьим Тараскин, Гриша, ты следующий, замыкает Шарапов…»

Вообще, у Пасюка есть все данные для того, чтобы быть заместителем. Ваня сметлив (именно он предлагает обмануть Фокса с запиской) и умеет «читать» людей изнутри (то есть в полной мере обладает «сыщицкой» прозорливостью). Он бесстрашен и непоколебим: будет идти до конца, несмотря на явные неудачи (как в схватке с инструктором Филимоновым).

У Пасюка есть свое мнение. Он не боится не поддержать Глеба в споре о подброшенном Кирпичу кошельке. Чего не хватает Пасюку, так это элементарной грамотности (у оперативника плохо с русским, он до сих пор учится в вечерней школе в шестом классе) и креативного мышления.

3. Коля Тараскин. В фильме Говорухина Коля Тараскин в исполнении Андрея Градова получает черты местного «Дон Жуана». Именно Тараскин пытается отбить Варю у Шарапова во время поездки на картошку. Тараскина Пасюк называет «дуже швыдким» относительно женщин.

Однако в книге Тараскин никакой не «Дон Жуан» («Дон Жуан» там Жеглов). А молодой, малоопытный оперативник, который не любит бумажную работу («всякий раз, когда требовалось написать даже пустяковый рапорт, он (Тараскин) норовил сбагрить эту работу кому-нибудь другому»), не умеет работать со свидетелями и даже не знает 6 правил Глеба Жеглова.

Книжный Тараскин отличается настырной энергичностью, любит кошек (именно Коля прячет за пазуху оставленного бандитами на складе черного котенка) и ненавидит клириков Церкви — атеистическое воспитание!

Герой готов использовать «шельмовские» методы в работе, ибо в ситуации с подброшенным Кирпичу кошельком становится на сторону Жеглова. Коля говорит: «А мне… нравится, как Жеглов этого ворюгу уконтрапупил».

Во внутренней иерархии оперативной группы (согласно расстановке на картофельном поле) Тараскин занимает весьма статусное третье место. Это крепкий середнячок. Очень толковый, по-хорошему настырный, не без педагогического таланта. Однако и без всяких «сверхспособностей».

Ваня Пасюк, Гриша Ушивин (Л. Перфилов) и Коля Тараскин (А. Градов). Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Изображение взято в открытых источниках.

4. Гриша Ушивин. В фильме С. Говорухина Гриша Ушивин в исполнении Льва Перфилова предстает типичным шутом, главная цель которого — веселить народ. По определению Жеглова, Гриша — «внук барона Мюнхгаузена», ибо любит искрометные шутки и веселые розыгрыши. В фильме Ушивин представляется то начальником оперативной бригады (вместо Жеглова), то силачом-боксером с ударом левой в 95 килограмм.

Герой очевидно хочет показать себя человеком с высоким социальным статусом, хотя в глазах Глеба Гриша как оперативник совершенно безнадежен. Никаких самостоятельных заданий Жеглов Ушивину не дает. В опергруппе Гриша всегда на подхвате. Он присматривает за свидетелями, сидит с Копыриным в автобусе, фотографирует, что нужно и не нужно.

В книге Вайнеров Гриша представляется еще более смешным и комичным, чем в фильме. Он совсем не полноват (как Лев Перфилов), но «очень тощ» и «очень длинен», с «хрящеватой переносицей» и «цыплячьей грудью».

Тем уморительнее звучат в романе хвастливые рассказы Ушивина о его победах над женщинами. И над какими женщинами! Не над девушками из Дома моделей Ирины Соболевский. Нет. Над женщинами необычными, экзотичными. Одна была «известной укротительницей зверей». Другая — женщиной-лилипуткой, прописанной и жившей на Новослободской.

Гриша — типичный «тюха» (по выражению подполковника Свирского) или «задохлик» (по выражению Жеглова). И потому вполне закономерно, что в иерархии жегловской бригады Ушивин занимает скромное 4-е место.

5. Володя Шарапов. Образ любимого Вайнерами Шарапова также подробно разобран нами в отдельной статье. Здесь же скажем об иерархическом положении Володи в опергруппе и о его худой обуви.

И в фильме, и в книге Володя Шарапов представляется не полноценным сотрудником бригады, но «зеленым» новичком-стажером под номером 16. Об этом говорит место замыкающего (последнего) на картофельном поле. Об этом говорит и рефлексии героя, который вечно казнит себя за ошибки.

Вайнеры не останавливаются на этом. Они «заставляют» Шарапова носить не офицерские хромовые сапоги, но ужасные, вовсю просящие «каши» ботинки. Герой Вайнеров пытается куском проволоки прикрепить подметку, но бесполезно: «Проволока, к сожалению, была сталистая — она пружинила, вылезала из шва и держала неважно» («Эра милосердия»).

В этой жуткой обуви Шарапов выезжает на ограбленный склад (или продбазу на Башиловке). В этой же обуви Володя преследует Маньку-Облигацию. При преследовании Маньки подметка с «треском» отваливается, но Шарапов все равно задерживает Маньку.

О чем говорит худая обувь Шарапова в книге братьев Вайнеров? Прежде всего, о крестьянской скупости этого литературного героя (на картошке рядом с Синичкиной Володя понимает, что можно было и принарядиться). Возможно, даже о его жадности. Не случайно горбатый, когда Володя требует в «малине» сберкнижку, называет Шарапова «кулацкой мордой».

Но и не только об этом. Худая обувь Шарапова резко контрастирует у авторов романа с сияющими сапогами Жеглова. И если жегловские сапоги подчеркивают эгоцентризм Глеба, то худые ботинки (а также подшитые старые валенки) Шарапова свидетельствуют о его низкой самооценке.

А что о жегловских оперативниках знаете вы, дорогие читатели? Где еще проявляются «сверхспособности» Глеба? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (они продвигают контент в ленте новостей) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Литературные образы оперативников из бригады Глеба Жеглова. Что осталось «за кадром» в культовом фильме Говорухина?