Как Сталин спас режиссера Пырьева от участия в Великой Отечественной войне

С пятой попытки Иван Пырьев сумел завоевать уважение и признание среди критиков и зрителей. Фантастический успех комедии «Богатая невеста» дал режиссеру возможность снимать дальше, а также прославил актрису Марину Ладынину, которая вскоре стала его супругой.

В тот момент Иван Александрович был женат на красавице Аде Войцик, которую оставил ради Ладыниной. Именно Ладынина сыграет главные роли в девяти следующих фильмах Пырьева, их работа продолжилась в невероятно популярных «Трактористах».

Пётр Алейников в фильме «Трактористы»

Летом 1941 года в момент начала Великой Отечественной войны Иван Александрович работал над фильмом «Свинарка и пастух». 21 июня съемки пришлось остановить, почти вся съемочная группа записалась добровольцами на фронт.

Пырьев, который принимал участие в Первой мировой и Гражданской войнах, тоже записался в добровольцы, однако сотрудники государственной безопасности вернули его на «Мосфильм», где по личному приказу Сталина Иван Александрович приступил к завершению фильма «Свинарка и пастух».

Марина Ладынина и Владимир Зельдин в фильме «Свинарка и пастух»

Причины две – 1. Не место талантливому и плодовитому режиссеру в окопах. В тылу он нужнее. 2. Позитивные фильмы нужны, чтобы поддержать советских граждан в трудную минуту. Так вождь спас режиссера от участия в боевых действиях.

В годы войны Иван Пырьев снял еще два фильма – сначала киноленту «Секретарь райкома», а потом легендарный фильм «В шесть часов вечера после войны», который вселил в сердца советских людей веру в Победу.

Фильм «В 6 часов вечера после войны»

Идея положительных прогнозов зацепила режиссера, и в 1950 году он снял фильм «Кубанские казаки», в котором показаны счастливые люди, изобилие продуктов, восстановленная русская деревня, хотя на самом деле страна тогда лежала в руинах.

После смерти Сталина Пырьева стали обвинять в искажении действительности. Но режиссер говорил, что показывает не то, как есть, а то, как должно быть. Он ведет за собой общество. Как бы то ни было, Ивану Александровичу пришлось искать себя в новых жанрах.

На съемочной площадке Иван Пырьев был очень требовательным, часто ругался, его очень боялись, но при этом любили. Сам он считал, что эмоциональный накал помогает лучше работать.

«Кубанские казаки»

Кстати, его ответственное отношение к работе сгубило брак с Ладыниной. На съемках Пырьев относился к супруге исключительно как к актрисе, требовал полной самоотдачи, изматывал до обмороков. Пара в итоге распалась.

В 1954 году режиссер возглавил «Мосфильм», число выпускаемых в год кинолент вырастает с 10 до 120, он перестраивает сам кинопроцесс, заново отстраивает киностудию, создает Союз кинематографистов.

Перемены в карьере связаны с личной жизнь – выяснилось, что 60-летний Пырьев влюбился в 19-летнюю актрису Людмилу Марченко, после чего он теряет пост директора киностудии, при этом Марченко категорически отказывается встречаться с режиссером. Пырьев в ответ с головой уходит в работу и принимается за экранизацию романов Федора Достоевского.

Андрей Мягков в фильме «Братья Карамазовы»

В 1965 году Иван Пырьев снимает фильм «Свет далекой звезды» и встречает свою новую любовь – актрису Лионеллу Скирду, которая получает главную роль, а потом выходит замуж за режиссера.

Тем временем, гонения на Пырьева продолжаются: его выводят из состава Союза кинематографистов, исключают из партии, но снимать не запрещают. Так он начинает снимать «Братьев Карамазовых».

Иван Александрович успел снять две части из трех – вечером 7 февраля 1968 года он вернулся со съемок, лег спать и умер во сне. До этого он перенес на ногах шесть инфарктов. Фильм закончили ученики Ивана Пырьева – Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Как Сталин спас режиссера Пырьева от участия в Великой Отечественной войне