Красота для женщины – это и дар небес, и проклятье. Все зависит от мудрости и ума – если их нет, пиши пропало. Ларису Гузееву небеса одарили редкой красотой. А вот с мудростью в молодости дела обстояли не очень хорошо. Впрочем, самоирония Гузеевой не чужда, и актриса спустя десятилетия может и сама довольно жестко пройтись по себе прошлой. Сейчас Гузеева стала совсем другой, с возрастом у нее появилась жизненная мудрость, которую принес жизненный опыт. Она пережила многое – смерть младшего братика, жизнь с отчимом, переезд в столицы, путь в кино, работа с известнейшими людьми современности, унижения от начальников, мужа-наркомана, собственное пристрастие к бутылке, и… в итоге пришла к стабильности в жизни.
В этом году Ларисе Андреевне исполнилось 63 года. Ее жизненный путь настолько интересен, что мог бы лечь в основу романа-бестселлера или кино. Увы, иногда стилисты и сама Гузеева перебарщивают, и вот этот вот медийный образ «Лара Гуз» (образ базарной женщины из «Давай поженимся», которая учит гостей жить и раздает непрошенные грубые советы) становится слишком уж неприятен. Но это всего лишь образ для тв, не стоит об этом забывать.
Из воспоминаний Гузеевой и юности:
«Я была настоящей бунтаркой. Всегда шла по краю бритвы. Бедная моя мама! Она преподавала в школе, где я училась, и периодически говорила: «Дочь, пожалуйста, пожалей меня! Не могу в учительскую зайти — мне со всех сторон: «А Ваша Лариса!..»
Мама долго про меня ничего не знала. То есть я, подходя к порогу дома, смывала косметику, снимала ресницы, причесывала волосы, заедала сигарету, чтобы не пахло… От других людей она узнавала всё про мою другую жизнь.»
Переломным моментом для Гузеевой стала роль в фильме Рязанова «Жестокий романс». И если вы думаете, что после культовой роли путь молодой актрисы был устлан розами – вы ошибаетесь. Все было с точностью до наоборот.
«А когда съемки этой картины заканчивались, я думала: «Ну, слава богу». Я так радовалась, дурочка, на банкете, посвященном последнему съемочному дню. Мудрая Нина Скуйбина, жена Рязанова, сказала: «Дурочка, что же ты так радуешься? У тебя никогда в жизни больше не будет такой роли, ты не понимаешь это? Никогда». А я радовалась, ведь по молодости, по идиотизму, думаешь, что дальше у тебя Анна Каренина, Настасья Филипповна и так далее, по нарастающей…» (с)
Молодая актриса вращалась в светской тусовке Москвы и Ленинграда. Конечно, она была знакома со многими культовыми людьми того времени – Цой, Гребенщиков, Курехин!… В таких компаниях алкоголь лился рекой. Что касается запрещенных веществ – с ними актриса никогда не имела дела. А вот со спиртным они «подружились» сразу.
«После выхода фильма от зрителей я получала много негатива. Помню, на Моховой, там, где рюмочная, висела моя фотография из «Жестокого романса», и у меня карандашом были нарисованы слезы, черные зубы и папироса нарисована была. Я не скажу, что еще было написано. Не хочется. И никто меня не хвалил. Все говорили: «За что этой, пик-пик, все с ее манерами, за что ей это?»» (с)
Первый брак сложился очень неудачно. Избранник оказался зависимым человеком. В молодой семье регулярно происходило семейное насилие. В одну из очередных драк, когда муж наносил девушке удары по голове, она подумала, что если выживет, то уйдет. И ушла.
Ушла фактически в никуда. Потому что хороших ролей больше не предлагали, собственной недвижимости у девушки не было. Зато было много знакомств.
«Между моей жизнью и жизнью моих детей, живущих под моими огромными крыльями, — пропасть. Я жила в общагах, в коммуналках, у меня очень долго не было своей квартиры, никогда не было денег, потому что я не понимала, что с ними делать, даже когда стала зарабатывать. Я иногда думаю: насколько же мне не хватало ума — хватало только с подругами и друзьями прогулять гонорар в ресторанах или купить подружке шубу.» – из воспоминаний Гузеевой. Как мы видим, она спустя годы и десятилетия прекрасно отдает себе отчет в своем легкомысленном отношении к жизни и не стесняется говорить об этом. Признавать ошибки – удел сильной личности.
Второй муж Ларисы Гузеевой — Каха Толордава. Увы, отношения с грузином не стали продолжительными. Заключили брак, была любовь, была страсть, были попытки построить совместный быт. Появился в этом браке старший сын Ларисы Георгий, но даже это не спасло союз.
Сложно представить, что днем она работала и общалась со звездами первой величины, с известнейшими людьми, а ночью возвращалась в съемные углы или в коммунальную квартиру. Так продолжалось довольно долго – окончательная точка в старой жизни и начало новой, благополучной, произошло уже на момент третьего замужества.
Третий муж Ларисы, с которым она обрела счастье, — давний приятель, президент Федерации рестораторов России Игорь Бухаров, который младше жены на один год. Гузеева знакома с Игорем с 18 лет, но не рассматривала симпатию парня всерьез. И лишь став старше, опытнее, она поняла, что Игорь как раз подходящий вариант для семьи. В этом браке родилась дочь Ольга.
Мужчина считался просто другом, и только спустя годы актриса поняла, что судьба всегда была рядом.
***
Казалось бы, история с хэппи-эндом. Третий брак сложился счастливо, алкоголизм в далеком прошлом, с недвижимостью тоже проблем нет давным-давно. Сегодня Лариса Гузеева – одна из самых харизматичных телеведущих в России. И все равно нет-нет, да мелькнет у меня мысль, что все это сытое счастье – театральщина, и что где-то глубоко в душе (возможно, даже сама с собой она не честна в этом) женщина одинока и депрессивна. Потому и вот такой образ для себя выбрала – многоопытной и всевидящей женщины с лексиконом и интонациями тетки с рынка.
А вам нравится, как стареет Гузеева? Или тоже считаете ее эгоцентричной и манерной, как многие зрители?
Иногда мне кажется, что в психике Гузеевой есть такой персонаж (навроде «Зайцев +1») – сварливый, едкий, хабальный. «Лара Гуз». И иногда ведущая его выпускает наружу, тогда и проявляются те черты, за которые Гузееву недолюбливают зрители. Аудитория «Давай поженимся» исчислялась десятками миллионов, и многие были против манеры Гузеевой вести программу. Понятно, что в этом и была вся соль передачи, что для высоких рейтингов надо было расшатывать нервы зрителя и провоцировать его на сильные эмоции (не важно положительные или отрицательные).
***