Эх, наше лихое кино 50-х, когда с первого взгляда на экран, сразу понятно кто тут скрытый враг, а кто честный советский гражданин. Помню, смотришь в юности замечательный фильм «Огненные вёрсты», переживаешь, но вон тот дядечка, которого играл Владимир Кенигсон, сразу же вызывал законное подозрение. И точно, с таким лицом можно было рассчитывать лишь только на роли предателя или врага революции.
Но всего год спустя этот же актёр выступает в качестве честного полковника милиции в знаменитом детективе «Дело «пёстрых»» 1958 года. Но, естественно, до самого окончания истории ты ждёшь, что этот «лукавый» офицер всё же окажется совсем не тем ответственным милиционером, которого видишь на экране. Но нет, здесь создатели нас так и не обманули.
Зато в более позднем, не менее прекрасном детективе «Два билета на дневной сеанс», мы видим Владимира Владимировича (вот только не надо аналогий) ))) в его привычном амплуа. При первом же взгляде на хитрющее лицо директора трикотажной фабрики Рубцова, сразу возникает подозрение – что-то тут «не чисто». И точно, персонаж тов. Кенигсона на деле оказывается ещё более одиозным, чем мы предполагали. Он зачем-то губит в автоаварии свою милую дочку, дабы спрятать в её захоронении «украденные» у государства «сокровища». Странноватый сценарий, не правда, ли?
Даже в легендарных «Семнадцати мгновениях весны, этому прекрасному артисту досталась небольшая роль германского экс-министра в изгнании Краузе. Тут то наблюдательная Татьяна Лиознова легко угадала нужного ей человека.
Но вот кто из нас не переживал за честного шофёра в исполнении чудесного Алексея Баталова в известной ленте «Дело Румянцева». И что, у вас хотя бы на секундочку мог вызвать доверие некто «Шмыгло», в исполнении, выглядящего истинным «негодяем», актёра-дебютанта Виктора Чекмарёва. Правда, я до сих пор не могу понять всю суть затеянной им аферы, с бессмысленным прокалыванием колеса и потерей крупной суммы денег, отобранной у героя Баталова работниками ОБХСС.
Вот сыгравший в этой картине, казалось бы, извечный «кинодоброхот» Николай Крючков, действительно предстал в совершенно нежданном «свете». Его меркантильный тов. Корольков с «луронами» настолько хорош, что на какое-то время забываешь о его героических ролях в картинах, » Парень из нашего города» или «Звезда».
Эх, как всегда подзабыли о втором персонаже искомого повествования ))). Итак, возьмём, наугад первую попавшуюся роль Виктора Чекмарёва. Ага, нашумевшая драма «Поднятая целина». Читаем, … «но в числе колхозников есть и скрытый враг — Яков Лукич Островнов, который втёрся к ним в доверие». И кто исполняет этот «заметный» персонаж, ну, конечно же, наш суроволицый Виктор Константинович. Или заглянем в популярный трёхсерийный детектив 1974 года «Сержант милиции». Кого при первом же взгляде на экран мы «выцепляем» в качестве безусловного уголовника, естественно, псевдочестного героя артиста Чекмарёва. И так, почти всегда.
Конечно, кто-то скажет, что, мол, не слишком интересно смотреть наши тогдашние криминальные истории, когда по хитрым лицам товарищей Кенигсона и Чекмарёва, сразу понимаешь, кто здесь «нехороший человек». А что, гениальный Евгений Евстигнеев в роли Петра Ручникова в бессмертном телефильме «Место встречи изменить нельзя», так уж похож «на вора в законе»? Сорри, за нежданные сомнения, с сторону обожаемого миллионами россиян, моего заветного земляка… )))
Нет, уж коли природа наградила артиста столь однозначной внешностью, то не надо особо этому то и противиться. В конце концов, они же не амбивалентный Роман Мадянов, который просто невыносим в роли майора НКВД Харченко из военной драмы «Штрафбат», хотя и невероятно обаятелен и забавен в «Домашнем аресте» или «СуперБобровых».