1983 год, Москва. Героиня Алентовой – Соня Аниканова. Давно и по привычке замужем за Сергеем, писателем. Есть взрослый сын. Работает Соня редактором на телевидении. Их жизнь проста и однообразна. Личные, супружеские отношения уже даже дело не привычки. А так, между прочим.
Александр Феклистов в роли мужа. Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 год, режиссер Владимир Меньшов
Первый шок Соня испытывает, когда в компании друзей на квартире они с мужем подпольно смотрят «запрещенку» – фильм Бертолуччи «Последнее танго в Париже». Если вы смотрели (а я и книгу, кстати, читала), то понимаете степень удивления Сони. Напоминаю, что на дворе 1983 год.
Кадр из фильма «Зависть богов», 2000 год, режиссер Владимир Меньшов
Второй шок Сони – знакомство с французом русского происхождения, переводчиком Андрэ (в роли которого Александр Лобоцкий). У Андрэ в Париже тоже семья, но это не помешало ни ему, ни Соне, влюбиться с первого взгляда друг в друга.
Против влюбленных буквально все. И советское воспитание Сони, и ее роль верной жены и идеальной матери, хранительницы очага, и то, что контактировать с иностранцами сотрудникам советского телевидения запрещено.
Но эта встреча, тем не менее, перевернула их жизни. Сопротивляться чувствам Соня уже не в силах и с головой кидается в запретный роман.
Тут шок третий. Соня впервые понимает, как хорошо может быть с мужчиной. Безумная страсть захватила обоих, влюбленные счастливы в своем маленьком мирке, понимая, что сейчас, вот уже сейчас, все может закончиться.
Собственно, так и происходит: зависть богов разрушила все, что так внезапно возникло. Андрэ принудительно высылают из СССР, и железный занавес разделяет их навсегда.
— А ещё мне почему-то страшно.
— Страшно. Просто вы, русские, боитесь быть счастливыми.
— Не только русские. Между прочим древние римляне даже сами себе не позволяли признаться, что они счастливы, они боялись вызвать зависть богов. Боги не прощают и наказывают людей, которые хотят хоть в чем-то сравниться с ними.
Шок четвертый: Соня настолько тяжело переживает разлуку, что решает попрощаться с жизнью. К счастью, ее вовремя спасают.
Мораль сей басни такова: Любовь случается. Позволить себе любить или нет – это уже другой вопрос.
Но одна только сцена с танцем в электричке, плавно переходящим на паркет, под звездным небом – стоит того, чтобы увидеть это кино.
А чем же не угодила зрителю Вера Алентова, спросите вы. А тем, друзья, что на момент съемок ей было 58 лет.
И негоже в таких-то годах изображать страсти и в откровенных сценах участвовать. Мол, старушка, а все туда же. Пошлость и разврат. И вообще, в СССР такого не было. Ну да, ну да))
А еще то, что вместо того, чтобы взять актрису помоложе, Меньшов снял в главной роли жену. Ну это вообще смешное «обвинение».
Что я могу сказать: Выглядит Алентова великолепно. Это раз. В сорок лет жизнь только начинается – это два. На этом можно было бы закончить, но меня просто поражают некоторые отзывы. Ощущение, что их пишут подростки, для которых 35 – потолок, после которого нужно лечь на диван, вязать носки и составлять завещание. Все остальные радости жизни теперь выглядят противно и нелепо.
Мне фильм нравится. Свежий взгляд на старые проблемы, хороший сюжет и обаятельная Алентова.
Если не видели, рекомендую.