Актриса, ставшая неофициальной «хозяйкой театра» Моссовета

Вера Марецкая — выдающийся представитель советского театрального и киноискусства. Карьера Веры Петровны была очень успешной — она имела успех в кино и театре, имела деньги и многочисленные награды, пользовалась большой любовью зрителей. Фильмы, в которых она участвовала много лет назад, с интересом смотрят и новые поколения зрителей, и каждый находит в них что-то важное для себя. К сожалению, у неё не было полномочий заступиться за своих родственников, которым приходилось бороться с произволом властей.

Родилась Вера Петровна Марецкая 18 июля (31 июля) 1906 года в деревне Барвиха Московской губернии (Одинцовский район Московской области) в зажиточной мещанской семье крестьянского происхождения. Кроме Веры, в семье было еще трое детей: дочь Татьяна и два сына Дмитрий и Григорий. Их отец работал в цирковом буфете. Маленькая Вера вместе со своими двумя братьями и сестрой часто приходила в цирк помогать отцу и нередко наблюдала за представлениями на арене. Там она начала мечтать о сцене. В 1915 году, в возрасте 9 лет, она впервые появилась в деревенском театральном коллективе в пьесе «Кукольный переполох» в роли гусара. Однако эти мечты расходились с представлениями родителей Веры: они хотели дать ей, её братьям и сестре более серьёзное образование.

Вера Петровна Марецкая (18 (31) июля 1906 — 17 августа 1978)

По настоянию отца и матери Вера поступила в Московский университет на философский факультет. Но мечта об актёрстве никогда не покидала её: после года учёбы она бросила университет и тайком от родителей подала документы сразу в три актёрские студии. К собственному удивлению, Марецкая сдала вступительные экзамены в две из них и выбрала школу-студию при Вахтанговском театре. После смерти Евгения Вахтангова в 1922 году, студентов взял Юрий Завадский.

В 1924 году Юрий Завадский основал собственную театральную студию. Вера Марецкая, окончившая театральную студию в том же году, приняла приглашение Завадского стать актрисой в его проекте и «по совместительству» его женой. В 1926 году Вера родила ему сына Евгения. Когда мальчику исполнилось четыре года, артистическая семья распалась, но Вера Петровна до конца жизни продолжала общаться со своей первой любовью, чувствуя в Завадском наставника и опору.

Вера Марецкая начала свою актёрскую карьеру со сложных возрастных ролей. Молодая актриса с легкостью изображала пожилых комедийных старушек и спокойных матрон с жизненным опытом. Театральная сцена принесла актрисе первое признание. Однако настоящая слава ждала Веру только впереди.

Марецкая дебютировала в кино в 1925 году, ей было всего 19 лет. Режиссёр Яков Протазанов пригласил молодую актрису сняться в драме «Его призыв», в которой она сыграла едва заметную роль. Буквально сразу после этого фильма она снова начала работать с Протазановым в его новом фильме «Закройщик из Торжка». На этот раз роль девочки Кати принесла Вере её первую известность и любовь зрителей.

Вера Петровна Марецкая. «Его призыв» (1925)
Вера Петровна Марецкая. «Закройщик из Торжка» (1925)

После этого фильма актрису практически завалили предложениями. Год от года копилка её работ пополнялась всё больше и больше. За три года она снялась в четырёх фильмах, которые действительно сделали Марецкую знаменитой: «Земля в плену», «Стыдно сказать», «Живой труп», «Дом на Трубной».

Вера Петровна Марецкая. «Живой труп» (1928)
Вера Петровна Марецкая. «Дом на Трубной» (1928)

Следующая блистательная роль Веры Марецкой появилась в 1935 году в фильме «Любовь и ненависть», посвященном событиям 1919 года. Вера Петровна сыграла энергичную и умную шахтерку, которая вдохновила женщин на борьбу с белогвардейцами. В этом фильме глубоко исследуется тема силы воли и характера женщины, которую Марецкой удалось изобразить блестяще. С тех пор этот мотив часто встречался в киноработах Веры Петровны. В том же году Марецкой было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР».

Вера Петровна Марецкая. «Любовь и ненависть» (1935)

В 1936 году началась кампания по ликвидации «чрезмерно экстравагантных, неортодоксальных театров» и их «переселению» в другие города. В результате режиссёр и вся труппа, включая Веру Марецкую, переехали в Ростов-на-Дону, где Завадский руководил драматическим театром имени М. Горького. Там Марецкая прославилась в роли Любови Яровой в одноимённой пьесе Константина Тренёва.

В 1937 году два брата Марецкой — журналисты (один работал в «Правде», другой был заместителем редактора «Комсомольской правды») и соратники Николая Бухарина — были арестованы и расстреляны как враги народа. Однако это не помешало ей сыграть свою самую важную и знаменитую роль в фильме «Член правительства» (1940).

Вера Петровна Марецкая. «Член правительства» (1939)

В 1940 году Юрий Завадский был приглашён в качестве главного режиссёра Театра имени Моссовета, куда вместе с ним перешла Марецкая в статусе ведущей актрисы. Она продолжала выступать в этом театре до конца жизни и, по словам её коллег, имела большое влияние на Завадского и решала многие дела, за что Марецкую прозвали «хозяйкой театра». В том же году она вышла замуж за малоизвестного актёра Георгия Петровича Троицкого и родила дочь Машу.
В 1942 году актриса получила Сталинскую премию II степени за главную роль в спектакле «Надежда Дурова».

Вера Петровна Марецкая. Спектакль «Надежда Дурова»(1941)

С 1940-х годов она работала на радио: начала играть в радиоспектаклях с Осипом Абдуловым, но самым известным стал её дуэт с Ростиславом Пляттом. Она также записала много стихов русских поэтов.

С началом Великой Отечественной войны Театр имени Моссовета был эвакуирован в Казахскую ССР. Её муж ушёл добровольцем на фронт. Ряд киностудий был эвакуирован на Восток, в Среднюю Азию и Казахстан. На базе студии в Алма-Ате была основана Центральная объединенная студия художественных фильмов. В 1943 году Ф.М. Эрмлер снял там драму «Она защищает Родину», которая вышла на экраны в мае того же года. Актриса сыграла героиню Прасковью Ивановну Лукьянову, которая организовала партизанский отряд и беспощадно мстила врагу. За эту роль Вера Петровна получила ещё одну Сталинскую премию II степени, а также звание «Народная артистка РСФСР». Когда съёмки фильма подходили к концу, на студию пришло траурное письмо о смерти мужа.

Вера Петровна Марецкая. «Она защищает Родину» (1943)

В 1947 году вышла драма «Сельская учительница», снятая режиссёром М.С. Донским по сценарию М.Н. Смирновой. Марецкая сыграла героиню фильма — учительницу Варвару Васильевну Мартынову, что стало её лучшей ролью в кино. В 1948 году Совет Министров СССР присудил Вере Марецкой Сталинскую премию первой степени, а в 1949 году актриса получила звание народной артистки СССР.

Вера Петровна Марецкая. «Сельская учительница» (1947)

Помимо главных ролей, Марецкой доставались и эпизоды, но даже они запомнились зрителям блестящей игрой Веры Петровны — стоит упомянуть появление актрисы в кинокомедии «Свадьба». Среди поздних работ актрисы можно отметить главные роли в фильмах «Мать», «Ночной звонок» и «Лёгкая жизнь».

Вера Петровна Марецкая. «Свадьба» (1944)
Вера Петровна Марецкая. «Мать» (1955)
Вера Петровна Марецкая. «Лёгкая жизнь» (1964)

Когда Вере Петровне было 65 лет, врачи поставили ей диагноз: рак груди. Через три года метастазы распространились на мозг. Вера Петровна считала болезнь досадным недоразумением и продолжала выступать даже с опухолью мозга. В театре знали, что примадонна серьёзно больна. Последняя роль Веры Марецкой была в пьесе «Странная миссис Сэвидж». Последовала вторая операция, после которой актриса ненадолго вернулась на сцену, но уже не могла работать в полную силу.

Вера Петровна Марецкая. «Странная миссис Сэвидж» (1975)

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Актриса, ставшая неофициальной «хозяйкой театра» Моссовета